Сашка, найдись!
Мы с Сашкой были почти родственниками. Мы – это, прежде всего, мои мама Ирина, папа Рэмир, сестра Галчонок, я и главная - бабушка Лара Дмитриевна Еланчик. В семье мою бабушку называли Баяя, Сашка тоже считал себя её внуком и называл Баяей, шутил по этому поводу и наверняка помнит это. Наша Баяя в 50-х, 60-х годах работала библиотекарем в Московской школе № 434 на углу улиц Щербаковская и Мочальская. Многие учащиеся занимались у неё в драмкружке, Лара Дмитриевна устраивала инсценировки по книжкам. Сашка в этой школе учился с 1952-го по 1960-й год (родился в 1945) и принимал активное участие в спектаклях. А вот учился он неважно, но славился очень хорошим голосом. Он пел! На всех концертах, праздниках в школе и доме пионеров. Его частенько отпускали с уроков на выступления. Саша Вендин пел в ансамбле песни и пляски им. В.С. Локтева … до юношеской ломки голоса. Когда Сашка запел «взрослым» голосом, его пригласили на юбилейный концерт ансамбля, и вместе с Тамарой Синявской они исполняли песню «Летите голуби».
С Баяей Сашка подружился настолько, что не только очень много времени проводил в библиотеке и драмкружке, а приезжал с ней к нам домой. Мы жили в военном городке в Подмосковном Болшево (теперь мкр. Юбилейный города Королёва). Моя учительница по фортепиано аккомпанировала Сашке, а отец записывал песни на магнитофон. Впоследствии запись была оцифрована и сейчас храниться на диске.
Сашка рос и с ним росла наша гордость его певческими успехами. После школы Вендин поступил в музыкальное училище им. Гнесиных. Мама сохранила письмо от 20.10.1964 года, в котором её мама и моя бабушка Лара Дмитриевна ходатайствовала о не отчислении Сашки из Гнесинки за неуспеваемость по общеобразовательным предметам (да, Сашка не был паенькой). Бабушка пеклась о нём, как о родном внуке… Собирала вырезки со статьями о нём из газет, журналов и фотографии (на всех них есть дарственная надпись кому и от кого «на долгую память», как тогда было принято, наискосок. И мы помним, … и виним себя за нечаянное расставание). Долгие счастливые годы мы жили с Сашкой одной семьёй, деля, как положено радости и справляясь с трудностями. Общались сначала с мальчиком, потом с юношей мы весело, он много шутил, возился и шалил с моей сестрой и мной.
Однажды летом, пока никого не было дома, мама затеяла пересыпать перья из старой подушки в новую. Стояла жара, чтобы избежать сквозняка, дабы перья не разлетелись по квартире, мама закрыла даже форточки. Перья прилипли к потным рукам и лицу… В дверь позвонили. Как была, в перьях она её открыла. На пороге стоял мужчина в военной форме – ей показалось, что милиционер:
- Разве нельзя пересыпать подушки? – испугалась она. Блюститель порядка изумился виду Ирины, понял, что его не узнали, снял фуражку и представился. И только тогда мама узнала Сашку. Он рассмеялся, вслед за ним и она. Оказалось, что сержант Вендин из рядов Советской армии, проходя срочную службу в ансамбле Московского военного округа, прибыл в краткосрочный отпуск.
23 февраля 1967 года в «Вечернем Свердловске» в статье В. Кичина «Эти коварные чёрные кошки» говорилось о спектакле Александра Шурова и Николая Рыкунина. «Успех дуэта Шуров-Рыкунин по праву разделяют их товарищи. Совсем ещё юный певец Александр Вендин много обещает в будущем. Глубокий красивого тембра голос, мужественное благородство в исполнении и – вновь! – хороший вкус в подборе репертуара». В сохранённой нашей семьёй программке Московского государственного театра эстрады значится, что «в сатирическом разговоре о приметах времени и временных приметах «Чёрная кошка» участвует артистка Ольга Аросева, а поддерживают разговор артисты В. Арьков, М. Бовин, Л. Москвина, А. Вендин».
Проходил этот концерт и в нашем Болшевском Гарнизонном Доме офицеров. Разумеется, среди многочисленных зрителей находилась вся наша семья. Сашка сидел вместе с нами… и к изумлению публики вдруг прямо из зала подпевал ансамблю: «Не робей, старина!» в нужных местах песни. Его сочный баритон звучал без микрофона на весь зал, что производило сильное впечатление. По окончании песни, «подсадная утка» поднялась на сцену. Сашка спел «Скоро осень, за окнами август». Лирические слова и мелодия мне запомнились, благодаря бурным аплодисментам слушателей и потому, что я принимала песню на свой счёт, так как родилась в августе и была по-детски в Сашку влюблена.
Некоторое время в конце 60-х годов Александр Вендин служил в театре Ромэн, где не только пел, но и плясал.
Вот, что опубликовал в декабре 1973 года журнал «Эстрада» в статье под названием «Будем знакомы», рассказывающей о вокально-эстрадной программе, представленной мастерской Москонцерта (худ. рук. А.А. Кедров), прошедшей для москвичей в концертном зале «Октябрь»: «Выступали 12 молодых артистов. «Путёвку в жизнь» им давал один из лучших наших конферансье О. Милявский (он же и режиссёр этой программы).
Александр Вендин, выпускник музыкального училища при Московской консерватории, впервые заявил о себе несколько лет назад в молодёжной программе. Уже тогда его сильный красивый баритон произвёл приятное впечатление. Потом Вендин служил в Советской армии. Недавно певец вернулся на эстраду, это, видимо, и дало основание устроителям причислить его к дебютантам. Приятно отметить, что мастерство Вендина заметно окрепло: краски его голоса обрели большее разнообразие и тонкость, актёрски он правдив и убедителен. В упрёк ему можно поставить лишь некоторое заимствование «магомаевских» поз и увлечение форсированием звука». В этом же концерте принимали участие Жанна Бичевская, Анна Тихонова и Борис Лобанов. Подписана статья Евгением Надеинским.
Сашка с Муслимом часто встречались на эстрадных площадках, хорошо знали друг друга… У Александра Вендина была и сольная программа, с которой он выступал на открытой площадке Московского парка культуры и отдыха им. Горького. Мы с мамой и Баяей, как обычно сидели в зале. В заключении программы Сашка исполнял «Бухенвальдский набат», после которого под овации певец спускался к зрителям. Публика не расходилась, окружила Сашку, просила автограф. Мы радовались Сашкиному успеху!
Я помню, как Сашка приезжал к нам в Болшево с молодой женой и их маленькой дочуркой Светочкой. Время от времени бабушка перезванивалась со своим воспитанником и его родителями. Мы узнали, что Сашка развелся. Последнее, что узнали, что во время гастролей по Германии прямо на концерте на него свалилась какая-то деталь декорации, и Сашка лежал в больнице… А в нашей семье храниться хвалебная статья в немецкой газете о голосе советского певца Александра Вендина.
Потом телефон Сашкиных родителей ( они жили по адресу: Москва, Открытое шоссе, д. 32, кв. 21) перестал отвечать…
Потом мы переехали на новую квартиру…
Мы с Сашкой потерялись! В Московском адресном столе ничего узнать не удавалось… Надеемся, конечно, что наш Сашка жив и здоров.
Очень-преочень хотелось бы разузнать о его судьбе… Баяя наша уже давно умерла, однако к счастью, живы родители, жива моя учительница фортепиано Лидия Ивановна Шабалина, уже ставшие бабушками: моя младшая сестра и я. Все мы ждём помощи в поисках Александра Вендина! Думается, что и он был бы рад встрече! По-жа-луй-ста, найдите нас для него, а его для нас!!!
Оксана Прудковская-Возникевич
Телефон: 8-917-581-75-74